ЕГЭ-2022 будут сдавать по-новому

17 февраля 2021

На своем официальном сайте Федеральный институт педагогических измерений начал публикацию примерных моделей, по которым в 2022 году будет проводиться ЕГЭ. Уже выложены практически все предметы, за исключением информатики и четырех редко выбираемых на ЕГЭ иностранных языков – французского, испанского, китайского, немецкого. Замдиректора ФИПИ Ольга Котова поспешила успокоить выпускников этого года, заверив, что новые версии заданий не будут использовать в КИМах 2021 года.

По новым заданиям ЕГЭ будут сдавать нынешние десятиклассники. Необходимость скорректировать вопросы, по словам Котовой, вызвана тем, что в 2022 году выпускниками станут дети, которые учились по современным стандартам с первого класса.

Эти стандарты, как пояснила замдиректора ФИПИ, ставят во главу угла не заучивание дат, формул и запоминание фактов, а умение всем этим оперировать на практике: отсеивать информацию, комбинировать и анализировать данные, делать выводы – именно всему этому и должна научить школа.

Котова признала, что сейчас налицо результаты натаскивания на решение типовых заданий и эта практика не лучшим образом влияет на качество образования. В декабре в 21 регионе прошел первый этап обкатки новых заданий. Он показал, что даже сильные ученики часто не могут решить легкие задания, если вопросы сформулированы иначе, чем они привыкли видеть в КИМах.

 

Что еще изменится

1. Бытовой контекст сменит предпрофессиональный. Так как большинство одиннадцатиклассников собирается поступать в вузы, в заданиях будут вопросы, связанные с будущей профессиональной деятельностью, для которой и нужен определенный предмет. Например, в химии будут задания, связанные со здравоохранением, материаловедением, в биологии – с ветеринарией, в математике – с экономикой и робототехникой и т. д.

2. В профильную математику добавили задания на комплексные числа. Ситуацию с тем, что далеко не все школы включают эту тему в свои программы, а ЕГЭ сдавать всем, замдиректора ФИПИ прокомментировала так: да, школы могут составлять свои программы, но по новым стандартам эта тема должна быть в программах профильных классов. Дети, которые собираются поступать в вузы, должны после 9-го класса выбирать именно их.

Вопрос о том, что делать ученикам сельских школ, в которых о профильных классах часто речи не идет, Котова переадресовала Минпросвещения, но отметила, что не стоит недооценивать уровень сельских учителей. К тому же, добавила Ольга Алексеевна, к концу 2021 года все без исключения школы подключат к высокоскоростному интернету, и ученики и учителя смогут пользоваться возможностями бесплатного дополнительного образования – материалами ФИПИ, курсами лучших столичный педагогов, РЭШ, центра «Сириус», региональными ресурсами.

3. В биологии добавятся задания с межпредметными связями, в частности расчетные задачи. Учителя оценивают такие вопросы как олимпиадные. Замдиректора ФИПИ, как и в случае с математическими заданиями на комплексные числа, напомнила, что биологию сдают те, кто идет в вузы, а значит, они должны учиться в профильных классах.

4. В русском языке заменили три коротеньких вопроса на расстановку знаков препинания заданиями на анализ объемных текстов. Учителя переживают, что из-за этого детям не хватит времени на выполнение всей работы. Котова призывает не паниковать, а уточнять на этапах апробации, сколько нужно, чтобы сделать новые задания. Если надо будет, продолжительность экзамена увеличат.

5. Настоящих экспериментов на экзаменах по химии и физике пока не будет. Сначала их надо опробовать на ОГЭ, но из-за эпидситуации такой возможности к 2022 году не появится. Но новые модели будут обсуждаться и совершенствоваться до 2024 года, так что перспектива введения заданий с реальными экспериментами вполне вероятна.

Котова считает, что результаты ЕГЭ 2022 года будет непросто сопоставить с баллами выпускников предыдущих лет – это настоящая научная задача. Но с ней ФИПИ справится, уверена замдиректора Института педагогических измерений.

А+ А-